четверг, 17 мая 2012 г.

Тренировка внимания


Те, кому приходится рассчитывать полёт артиллерийских снарядов, траектории спутников, движение небесных тел, не испытывают никакого смущения от того, что науке до сих пор не известен материальный носитель гравитации, а физические механизмы гравитационного притяжения уже триста лет так и остаются в области догадок и гипотез. Более того, задолго до формулировки законов Ньютона человек умел гравитацию использовать и даже сравнивать гравитационные свойства совершенно разнородных предметов путём взвешивания (подумать только - и камень, и бревно, и живого человека - всех приравнивают к железным гирям, а то и к каким-то нелепым штрихам возле совсем уже "ненаучной" пружинки весов!).

Аналогично, и мы не будем биться в истерике по поводу того, что психический феномен внимания не нашёл пока своего исчерпывающего объяснения ни на уровне физиологии нервных процессов, ни тем более на уровне взаимодействия физических полей и элементарных частиц. С нас довольно, что мы вниманием обладаем и в состоянии при этом им управлять и его использовать.

Все, кто осознанно практикует религию и разного рода колдунизм, сталкиваются с процессами и структурами, которые невидимы, неслышимы, необоняемы непосредственно физическими органами чувств. Чтобы осознанно воспринимать "тонкие миры" мы должны просто уметь уделять внимание непосредственно не видимым вещам. И как показывает опыт экстрасенсов и духовидцев, это вполне возможно, так как

1. Внимание автономно по отношению к "грубым" органам чувств. Можем же мы уделять внимание своим мыслям? Своим переживаниям? Можем! А ведь их глазами не видно.

С другой стороны, мы можем уделять внимание книге или монитору перед глазами? Шуму ветра на улице? Конечно, можем, ведь внимание легко направить в каналы слухового, зрительного, обонятельного и другого самого обычного чувственного восприятия.

2. Внимание, то есть, произвольно связываемо с любым каналом восприятия. И в этом случае можно говорить о зрительном, слуховом, тактильном, обонятельном, и т.п. внимании.

Внимания может быть много или мало. Опытный дирижёр уделяет слуховое внимание целому оркестру, улавливая малейшую фальшь, а среднестатистического слушателя попсы хватает разве на простенькую мелодию со специальным немудрёным ритмом, "тыдыдыдыць-бдыць-бдыць", чтобы внимание не перегрузилось, и мозг не переутомился.

3. Внимание можно измерить - количеством одновременно воспринимаемой информации. Количество информации в единицу времени, "мощность восприятия" и есть мера количества внимания. Выберем стандартные объекты для приложения внимания - и получим объективную, количественную характеристику внимания.

Внимание живого существа подвижно. Мы можем сосредоточить его на предмете надолго, а можем переключать тысячи раз в час. Можно уделять внимание разным объектам - то лесополосе на горизонте, то отдельно взятой веточке дерева, и каждому листику на веточке. Общее количество внимания будет в обоих случаях одно. Отличаться будет плотность внимания.

4. Плотность внимания - количество внимания, уделяемого единичному объекту, или единице объёма однородного объекта.

С плотностью связана ещё одна характеристика - глубина внимания. Увеличение плотности внимания на единичном объекте приведёт к восприятию новых уровней объекта, новых массивов информации об объекте. Например, начав концентрацию на полене в целом, мы осознаём затем его годичные кольца, зарубки, волокна древесины, и т.д. Теоретически, можно осознать и молекулы вещества, и, прости господи, нуклоны, - реализуйте только, гм… нужную плотность внимания.

Количество внимания и плотность внимания - скалярные характеристики внимания, но у него есть и векторные характеристики. Когда мы уделяем внимание по очереди телевизору, тикающим часам, чириканью воробья за окном, мы меняем у слухового внимания

5. направление, или вектор внимания - векторную характеристику внимания

6. Пространственная конфигурация внимания.

Представим себе человека, загорающего на пляже и своеобразную голограмму пространственной конфигурации его внимания. Неплотная часть внимания распределена на значительном расстоянии от загорающего без выраженного направления: отдыхающий наслаждается небом; выделяется столбик, поднимающийся на несколько метров в сторону Солнышка. Львиная доля плотного внимания клубится вокруг кожи субъекта: он получает удовольствие от тепла и лёгкого ветерка. Набегающие на берег волны ритмично шумят, а внимание отпускника каждый раз встречает шум прибоя встречной мягкой волной… Заметное облачко внимания дежурит возле полиэтиленового пакета с кошельком и шортами… Опытный вор, кстати, атакует пакет только когда хозяйского внимания на нём не будет абсолютно… Есть у курортника и точки внимания, далеко вынесенные от его физического местоположения: дома остался диван, где он спал несколько лет, рабочее место, где он протирал штаны по восемь часов кряду. Над ними висит дымка остаточного внимания.

Человек, впрочем, не осознаёт конфигурацию своего внимания, так как у него у него обычно… не хватает на это внимания! Точнее говоря, у него недостаточно свободного внимания, которое мы в состоянии направить произвольно "в любую сторону", привлечь к наблюдению любых знакомых нам процессов.

Итак, мы будем биться над увеличением количества мобилизуемого свободного внимания, а когда мы говорим далее "свободное внимание" или просто "внимание", то имеется ввиду именно оно, внимание, составляющее наши "наличные средства", всегда готовые к действию.

Упражнения по развитию внимания.
Количество внимания. Увеличение объекта при непрерывном восприятии объекта.

Уделяем внимание спичке на столе, расположенной вертикально в нашем поле зрения. Кладём вторую спичку, расположив в одну линию, в один столбик с первой. Уделяем внимание одновременно двум спичкам, не допуская скачков внимания, не допуская то есть поочерёдного рассмотрения спичек. Потом кладём в столбик три спички… Четыре… И то же самое: не скачем от одной к другой, наблюдаем их сразу, как целое.

Подобное упражнение можно выполнять с каким-нибудь длинным однородным предметом, появляющимся из-за препятствия. С металлическим стержнем, трубой, линейкой без цифр, карандашом без надписей. Равномерно выдвигаем предмет из-за стола, либо другого укрытия, и следим, чтобы внимание распределялось на всю видимую часть предмета.

Плотность внимания. Фокусировка внимания на одном объекте среди однородных объектов.

Расположим в столбик три спички. Уделим внимание всем трём равномерно. Затем только нижней. Затем только средней. Затем только верхней. Затем двум нижним… Двум верхним… Наконец, нижней и верхней, исключая среднюю. Так как эти спички уже достаточно намозолили нам глаза, мы проделаем то же самое упражнение с закрытыми глазами. Не сразу получается? Ничего! Если теряется чёткость, глаза можно открыть, прицелиться получше, и продолжить с закрытыми глазами.

Концентрация и расширение внимания. Уделив внимание надоевшему уже столбику из трёх спичек, добавим две горизонтальные спички до крестообразной или Т-образной фигуры. Уберём их… Опять добавим, и опять уберём… Естественно, добавляя, "растягиваем" внимание на всю получившуюся фигуру.

Отраженное внимание. Уделив внимание вертикальной спичке, параллельно ей (поначалу) ставим на столе зеркальце. Уделяем внимание отражению спички… Самой спичке… Отражению спички… Наконец, одновременно спичке и её отражению. Повторим упражнение с большим количеством объектов, с непараллельным расположением зеркала. Примечание. Пока не пытайтесь рассматривать в зеркале слонов! Спички хорошо соответствуют количеству свободного внимания, которое имеется у человека "сходу".

Обратим внимание на себя. Посмотрим на своё отражение в зеркале, и уделим внимание отражению. Потом уделим внимание своему лицу, и опять отражению…

Внимание - на невидимые объекты. Снимем крышку с пустого спичечного коробка и отложим её в сторону. В открытую коробочку помещаем стальной шарик от шарикоподшипника. Уделяем шарику внимание максимальной плотности, и медленно катаем шарик вдоль стенок, по периметру коробочки. Внимание на шарике - никаких скачков! По часовой стрелочке катаем… Против часовой. Пробуем, катая шарик, на секунду-другую закрывать глаза, потом открываем для контроля. Увеличиваем время закрытых глаз, уменьшаем для открытых. Не забываем удерживать внимание на шарике.

Закроем, наконец, коробок с шариком крышкой, и будем катать, уделяя внимание невидимому нами предмету. Сначала держим коробок перед глазами, на луче нашего зрения. Потом уберём с луча зрения, направо, налево, за спину, и продолжим катать шарик, уделяя ему внимание.

Заставим напарника покатать шарик в закрытой коробочке. Сначала у нас перед глазами, на луче зрения. А потом пусть он спрячет коробок за спину… После всего проделанного мы продолжим уделять внимание шарику, которого заведомо не видим. Ну, вот он, базовый элемент "тонкого видения". Мы продолжаем осознавать объект, недоступный в данный момент нашим глазам. Глазам, но не вниманию!

Осознание объёмов. Для начала упражнения нам понадобится комната, поменьше занятая громоздкой мебелью, и лишённая хитрых ниш, выступов и антресолей - формой поближе к идеальному прямоугольному параллелепипеду.

Станем посреди комнаты, и по очереди уделим внимание четырём нижним углам. Поперемещаемся, продолжая контролировать вниманием углы. Потом "расклеим" внимание на все восемь углов, у пола и у потолка. Блуждаем по комнате, продолжая удерживать все углы вниманием. Теперь нужно уделить внимание четырём вертикальным рёбрам комнаты... Походить, подвигаться... Ну и, в конце концов, ходим по помещению, осознавая все двенадцать рёбер параллелограмма. Закрываем, а затем и завязываем глаза. Подходим к рёбрам комнаты. Будем внимательны. Без ошибок тычем в них пальцем. Конечно, с закрытыми глазами. Мы же не проносим бутерброд мимо рта, даже если глаза у нас закрыты? То-то

"Горизонт с носом". Теперь, понимая как "собирать" и "раздвигать" внимание, как его "приближать" и "выносить", попробуем способ быстрой мобилизации, увеличивающий количество внимания сразу "в разы".

Для этого нужно место, откуда открывается "дальний вид". Берег реки, чисто поле, окно верхних этажей многоэтажки, и т.п.

Становимся лицом к величественному пейзажу и уделяем внимание необозримой дали, лучше всего - горизонту, бросая внимание максимально далеко и максимально широко, насколько позволяет наличный пейзаж или поле зрения человека. Далее мы резко фокусируем внимание на кончике своего носа. Удерживаем несколько секунд, и снова - резкий бросок к широкому горизонту.

Повторив несколько таких циклов, мы отметим, что внимания становится заметно больше. Оно уже "не умещается на носу", и становится более плотным: субъективно нос тяжелеет, его слегка пощипывает, ощущение тяжести распространяется и на лицо. Прекрасно. Когда общее количество свободного внимания мы сочли достаточным, "снимая внимание" с горизонта, направляем его не на нос, а на нужный нам рабочий, или демонстрационный объект (например, на чужое ухо).

Комментариев нет:

Отправить комментарий