понедельник, 25 июня 2012 г.

Старцы нашего времени

Святые

Старчество – весьма своеобразное явление русской православной культуры, хотя и имеющее аналоги в истории, но достигшее расцвета тогда, когда эти аналоги давным-давно исчезли. Старец – это монах, обладающий особым даром Духа Святого, особой мудростью.
Старчество процветало в древних египетских и палестинских киновиях (общежительных монастырях), впоследствии насаждено на Афоне, проникло в Византию, а с востока перешло и в Россию. Но затем стало понемногу приходить в забвение, так что многие даже отвергали его как неофициальный, а значит, незаконный, еретический придаток церкви. В конце XVIII столетия старчество было уже практически искоренено в России вследствие тяжелых гонений на старцев.

Старчество возродилось в России, и главным образом в Оптиной Пустыни (рядом с городом Козельском), под влиянием великого старца, архимандрита молдавских монастырей Паисия Величковского (1722-1794) и его учеников, а также Серафима Саровского.
Все старцы руководили духовной жизнью относительно широкого круга верующих мирян. Приобретению необходимых для такого учительства свойств непременно предшествовал тяжкий путь духовных подвигов. Как правило, общению с мирянами и младшей братией предшествовало время затвора, когда общение было совсем (или почти совсем) прекращено.
У монастырской братии обычно было принято безусловное подчинение указаниям старца, полный отказ от своей воли. Миряне же либо обращались за советом лишь по конкретному поводу, либо приходили к старцу постоянно, т.е. избирали его своим духовным отцом. К старцам ходили все – от мала до велика, разных сословий и чина, и крестьяне, и городские жители, и дворяне, и интеллигенты. К старцам ходили и Достоевский, и Толстой, и В. Соловьев.
В то время как церковной власти обязаны подчиняться все члены Церкви, старческая власть не является принудительной ни для кого. Старец никогда никому не навязывается, подчинение ему всегда добровольно, но найдя истинного, благодатного старца и подчинившись ему, ученик должен уже беспрекословно повиноваться во всем старцу, т.к. через него открывается непосредственно воля Божия. Вопрошать старца также ни для кого не обязательно, но, спросив совета, надо непременно следовать ему, потому что всякое уклонение от явного указания Божия чрез старца влечет за собою наказание. Истинное старчество есть особое благодатное дарование, особый вид святости.
Благодатный старец, личным опытом прошедший школу трезвения и умно-сердечной молитвы, изучивший благодаря этому в совершенстве духовно-психические законы, и лично достигший бесстрастия, отныне становится способным руководить новоначальным иноком в его «невидимой брани» на пути к бесстрастию. Он должен проникать до самых глубин души человеческой, видеть самое зарождение зла, причины этого зарождения, установить точный диагноз болезни и указать точный способ лечения. Старец - искусный духовный врач. Он должен видеть «устроение» своего ученика, характер его души и его степень развития. Он должен непременно обладать даром рассуждения и «различения духов», т.к. ему все время приходится иметь дело со злом, стремящимся преобразиться во «ангела светла». Но, как достигший бесстрастия, старец обычно обладает и другими духовными дарами: прозорливости, чудотворения, пророчества.
Старец на своих высших степенях, как, например, преп. Серафим Саровский, получает полноту свободы в своих проявлениях и действиях, не ограниченных никакими рамками. Старчество не есть иерархическая степень в Церкви - это особый род святости, а потому может быть присущ всякому. Старцем мог быть монах без духовных степеней, каким был вначале старец Варнава Гефсиманский. Старцем может быть и епископ: например, Игнатий Брянчанинов или Антоний Воронежский - великий современник преп. Серафима. Из иереев назовем св. Иоанна Кронштадтского, о. Егора Чекряковского. Наконец, старчествовать может и женщина, как, например, прозорливая блаженная Прасковья Ивановна во Христе юродивая Дивеевская, без совета которой ничего не делалось в монастыре.
Человек, который предается старцу, связан святым послушанием на всю жизнь. Старчество состоит в искреннем духовном отношении духовных детей к своему духовному отцу или старцу.
Преподобные Каллист и Игнатий сформулировали пять признаков такого искреннего духовного отношения:

Полная вера к своему наставнику и предстоятелю.
Истина, - говорить правду перед ним всегда и везде, не лгать ни словом, ни делом.
Не исполнять ни в чем своей воли, а стараться во всем ее отсекать; то есть ничего не делать по своему желанию, а всегда и во всем искать совета своего наставника и предстоятеля.
Не прекословить и не спорить, так как «прекословие и спорливость бывают от рассуждения с неверием и высокомудрием».
Совершенное и чистое исповедание грехов и тайн сердечных.На первый взгляд, старчество кажется сугубо монастырским явлением, касающимся лишь духовной жизни братии. Но присмотревшись пристальнее, обнаруживаем старцев и среди сельских келейников, и среди лесных отшельников, не принадлежащих к монастырям.

В Православной церкви сложился институт старчества. Старцы - старые, опытные монахи, обладающие полученным от Бога даром молитвы, прозорливости и чудотворения. Некоторые из них живут и сейчас.

Вот список самых известных старцев России, Украины и Белоруссии:

Отец Кирилл Павлов - Троице-Сергиева лавра, г. Сергиев Посад. Очень старенький и очень известный батюшка, духовник патриархов Пимена и Алексия II, многих священников и знаменитостей. По данным таблоидов - "тот самый" сержант Павлов, который в Сталинграде захватил Дом Павлова. Почти не принимает.

Отец Наум - Троице-Сергиева лавра, г. Сергиев Посад. Принимает ежедневно, кроме воскресения. До 700 человек записываются на приём к нему.

Отец Герман - Троице-Сергиева лавра, г. Сергиев Посад. Занимается отчиткой бесов. Обладает даром прозорливости.

Отец Власий, прозорливый - Калужская обл., г. Боровск, Пафнутьев-Боровский монастырь. Время от времени исповедует. Лучше приезжать на несколько дней.

Отец Пётр, прозорливый, духовник - Лукино, Нижегородская область. Лучше приезжать на несколько дней.

Владыка Алипий - Украина, Донецкая обл., г. Красный Лиман. Как видим, и архиереи могут быть старцами.

Отец Серафим - Украина, Донецкая обл., г. Святогорск, Святогорская лавра

Архимандрит Дионисий - Москва, храм св. Николая Чудотворца в Покровском (Бакунинская, 100). Относительно молодой батюшка, но обладает редкой силой молитвы и даром пастырства.

Отец схиархимандрит Илий - Оптина Пустынь, г. Козельск. Является духовником патриарха Кирилла, почти не принимает.

Отец Иероним - Алатырь, Чувашия, Успенский монастырь.

Отец Илларион - Ключевская пустынь, Мордовия, пос. Тургенево. Трудно добираться, но попасть на исповедь относительно легко.

Архимандрит Амвросий Юрасов - Иваново, Свято-Введенский женский монастырь.

Схиархимандрит Иоанн - Иоанновский мужской монастырь под Саранском. Проводит отчитку бесов.

Отец Николай - настоятель Покрово-Эннатского монастыря в Башкирии.

Отец Адриан - Псково-Печерский монастырь, Псковская область. Почти не принимает...

Протоиерей Валериан Кречетов - Покровская церковь, с. Акулово Одинцовского района. Редкий пример старца из "белого духовенства", духовник многих московских священнослужителей.

Несколько прозорливых монахов есть в Почаевской лавре на Западной Украине (г. Почаев, Тернопольская обл.). Туда достаточно трудно добраться, зато относительно нетрудно можно побеседовать со старцами.

Архимандрит Митрофан, Жировицкая лавра, Белоруссия (г. Слоним Гродненской обл.). Почти не принимает. Надо приезжать на несколько дней.

Существуют также "младостарцы" - относительно неопытные в духовном плане священники, которые фактически ведут себя как волки в овечьей шкуре. Бывают и лжестарцы - проходимцы и еретики, выдающие себя за старцев. Младостарцев вообще достаточно много. Не надо называть их имена, но надо за них молиться, чтобы Господь их вразумил.

В заключение хочу вам сказать, что если Господу будет угодно, то попадёте к старцу. Об этом надо молиться. Если вам трудно добраться до монастыря, то можно отправить заказное письмо в монастырь или в храм на имя старца. Можно с чистым конвертом для ответа. Храни вас Бог!
о.Власий

Недалеко от города Боровска, в монастыре святого Пафнутия живёт о. Власий. К нему едут люди со всей России. Едут за советом, со своими бедами и проблемами, едут с больными детьми, люди просто потерявшие направление в этом мире. И для всех он находит время, даст совет, скажет чем человек болен и путь к физическому и духовному выздоровлению.

Отец Власий принимает в монастыре в здании бывшего техникума на втором этаже.(спросите у привратника на входе)

Запись в живую очередь (т.е. в дни приема). Расписание приема отец Власий иногда дает на неделю, его можно узнать в воскресенье после 15.00 по телефону 8(48438) 4-37-39.

Зачастую расписания нет, о. Власий выходит в 5.00 и начинает прием. Существует льготная очередь для больных, посетителей с детьми. Священнослужители и монашествующие проходят вне очереди.




Схиархимандрит Власий (Власий Перегонцев) очень известен среди верующих людей, потому что отец Власий – один из немногих старцев, живущий на данный момент на земле. Старчество – это явление, которое возникло еще до революции в России, явление, которое нигде больше встретить нельзя. Люди, беспрекословно верящие старцам и считающие их посланниками Божиими на земле, из всех концов земли идут к ним, чтобы получить благословение и совет, в силу чего верующие совершают паломнический путь в Боровской монастырь, где и живет старец Власий Перегонцев.

В монастырь схиархимандрит Власий приехал очень давно, еще в 1979 году, и с тех пор почти постоянно находится там. Был период, когда он уезжал на Афон, но вернулся, избавившись от смертельного заболевания – рака. Правда, с момента поселения старца Власия в стенах обители многое изменилось: прослышав о чудотворной силе его советов, тысячи прихожан из всех российских городов стали приезжать в монастырь. Желающих поговорить со старцем стало так много, что вынуждены были соблюдать порядок очереди. У людей много поводов приехать к схиархимандриту Власию: кто-то стремится замолить грехи, кто-то не знает, как ему жить дальше, кому-то нужен совет, куда поступать и кем работать. Каждому батюшка найдет ответ. Другое дело, что спросив совета – не взыщи, исполняй, даже если тебе не нравится. Паломники считают, что устами схиархимандрита Власия говорит сам Бог, поэтому не послушать его значит не послушать Господа. Нередко старец Власий помогает тем, кто не знает, живы ли его родственники или нет: отцу Власию Перегонцеву не нужно никакой дополнительной информации: общавшиеся с ним люди говорят, что возникает ощущение, будто старец в сердце читает.

В свое время нередко в Боровскую обитель приезжал со своей женой Солженицын: писатель с большим уважением относился к схиархимандриту Власию. Старец Власий в своей келье принимает все желающих его увидеть паломников: те, кто с ним общался, говорят, что после беседы они испытывали умиротворение и покой, а, главное, у них не возникало сомнений в правильности данных советов. И даже если рекомендация схиархимандрита Власия Перегонцева могла показаться сначала неожиданной, даже несуразной, практика показывала, что следование совету – самый верный путь к счастью.

Я сам был у этого старца о.Власия, не буду описывать подробности, но скажу только, что он мне помог, старец настоящий.....
о.Илий
Через просветы.
О схиигумене Илии

"Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем - мое почтение" Прп.Амвросий

Ольга Рожнева
13 октября 2009 г. Источник: Газета Эском – Вера



Оптинские отцы смиренные. Хранят оптинские монашеские традиции. Похвалить монаха – то же самое, что бегущему подножку поставить. Пока живы, все подвизаются, а о святости человека судим мы уже после его смерти. Хорошее высказывание по этому поводу прочитала у святых отцов: «Перед самым сбором урожая град может уничтожить виноград, и праведник перед смертью [может] согрешить. Поэтому не спеши ни к кому [приступать] с похвалами». Читаю и представляю крупные и ароматные, налитые соком грозди винограда. Но ведь может пройти град или снег выпасть…



Наверное, поэтому из уст в уста передаётся оптинская байка. Спросили старца, отца Илия: «Батюшка, правда, что все оптинские отцы – прозорливцы и чудотворцы?» На что старец с улыбкой ответил: «Не знаю насчёт прозорливцев, а чуднотворцы точно все».

Значит ли эта шутка, что перевелись старцы в монастырях? Слава Богу, не перевелись! Утешает Господь людей своих, но чудеса эти прикровенные, даются по нужде. Рассказывает мне в очереди на исповедь жительница Козельска, Елена, как недавно в этой очереди стояла её соседка. Приехала к игумену N со своим горем – сын пропал. Выслушав рыдающую мать, ушёл он в алтарь, долго молился, а вернувшись, сказал: «Не плачь, через пару дней вернётся». И действительно, на второй день сын явился.

На послушании в гостинице раба Божия Надежда рассказывала мне о том же батюшке, как уговаривал он остаться в монастыре одну уже не очень молодую женщину. Не слушала она уговоры, и батюшка сказал: «Что ты там, в миру, будешь делать, настрадаешься, да ещё и с ребёночком». Про ребёночка было совсем непонятно, но понятно стало, когда женщину соблазнил и бросил с ребёнком заезжий молодец, и она действительно много страдала.

Признанный старец Оптиной пустыни – отец Илий (Ноздрин). Когда человек ещё подвизается, о его подвигах и духовном росте лучше не говорить. Но отец Илий – всероссийски известный старец, о его прозорливости все знают. Поэтому чада его и просто паломники делятся своими переживаниями и опытом встреч со старцем открыто – светильник под спудом не прячут…

Первую историю про оптинского старца Илия рассказала мне на совместном послушании в братской трапезной Оптиной пустыни паломница Ольга: «Хотела я спросить у старца, есть ли воля Божия на моё монашество, но никак не получалось побеседовать с ним. И вот стою после службы, вдруг народ задвигался, хлынул за вышедшим старцем. Кто-то вопрос хочет задать, кто-то попросить молитв, кто-то просто благословиться желает. Ну, думаю, не подойти мне к старцу.

И вдруг народ выталкивает меня прямо в спину к батюшке. Недолго думая, громко спрашиваю: “Батюшка, отец Илий! Буду ли я монахиней?” И батюшка, не оглядываясь, отвечает: “Да, ты будешь монахиней. Обязательно будешь монахиней!” И уходит, сопровождаемый народом. А я остаюсь и чувствую, как охватывает меня недоверие, а за ним уныние. Старец даже не взглянул на меня. С таким же успехом я могла спросить, буду ли я космонавтом.

В унынии плетусь к братской трапезной. Стою и плачу. Рядом ещё паломники стоят. Кто-то своего духовного отца ждёт. Кто-то старца дожидается. Стою без всякой надежды. И вдруг появляется отец Илий. Сразу тянутся к нему руки с записками, народ вопросы наперебой задаёт. Но батюшка подходит прямо ко мне. Внимательно смотрит на меня и спрашивает: “Ну что, ты уже выбрала себе монастырь, где хочешь жить?”»




На этом месте глаза рассказчицы увлажняются – утешил батюшка! Хоть и не взглянул при вопросе, но духовным зрением он видит многое. Гостиничная Елена делится со мной: «Как права пословица: Что имеем – не храним, потерявши – плачем! Вот был наш оптинский старец отец Илий рядышком – мы это не ценили в полной мере. Подойдёшь иногда, благословишься. А иногда смотришь – как много людей батюшку окружило – и мимо пройдёшь, думаешь: надо поберечь старца, не досаждать лишний раз. А сейчас вот уехал он подальше – духовник у самого Патриарха, так как же ждёшь его приезда! Как солнышка красного!»



Только поскорбели мы, что нечасто теперь старец в Оптиной бывает, – он и приехал. И благословились, и записочки отдали. Поднимаюсь по лестнице паломнической гостиницы, а схиигумен Илий мне навстречу спускается. На лестнице ещё две сёстры стоят – как и я, от радости чуть не прыгают.

Благословил нас батюшка, поговорил немножко с каждой, а в руках у него книги духовные – как раз три. Он одной сестре подарил, другой, я следующая. А я стою и думаю: «Есть у меня уже такая книжечка-то. Мне её вчера только архидьякон отец Илиодор подарил». Посмотрел на меня отец Илий внимательно, улыбнулся… и не дал мне книгу. А снизу уже новая паломница поднимается. Ей и подарил.

Вот ведь, думаю, батюшка всё видит! Как же мне хочется о нём побольше узнать! Вот бы ещё кто-нибудь рассказал о нём!

На следующий день еду я по делам в Калугу, возвращаюсь поздно, на автобус опаздываю. Звоню своему духовному отцу и объясняю, что припозднилась. Отвечает он мне, что в Калуге как раз оптинская машина. Сейчас назад, в монастырь, поедет, меня и захватят.

И вот я сижу рядом с водителем Сергеем, молодым ещё парнишкой. Несмотря на молодость, он уже несколько лет в монастыре работает, сейчас прораб на одной из многочисленных монастырских строек. И оказывается, что он чадо отца Илия.

– Брат, расскажи мне хоть немножко про старца! – прошу я.

Он соглашается. И рассказывает мне о своих встречах со старцем.

Сначала Серёжа не всегда к старцу за благословением обращался. Вот сдал на права, начал машину водить – без благословения. «Что, – думает он, – старца по мелочам беспокоить, мало ли у него забот! Не будешь обо всём сообщать – вот, дескать, водителем заделался!»

А отец Илий приехал из Греции и всем иконочки дарит. И всем – разные. Посмотрит на человека – переберёт иконочки и достанет какую-то одну. Сергею благословил иконочку святого Николая Чудотворца. Отошёл Серёжа в сторону, а сам ропщет: «Есть у меня дома Николай Угодник! Лучше бы батюшка какую-то другую икону подарил!» Переворачивает иконочку, а на обратной стороне – молитва водителя!

А рядом стоит мужчина в годах, видно, что в Оптиной впервые. Держит в руках иконочку Целителя Пантелеимона и спрашивает у Сергея: «Я недавно только в храм ходить начал. Вы не знаете, что это за иконочка?» А Серёжа спрашивает: «А у вас, простите, здоровье хорошее?» «Да что вы! Я серьёзно болен. Болезнь меня и в церковь привела, если честно». Объяснил Сергей ему, что к святому целителю Пантелеимону обращаются в болезнях.

И вот что интересно: пока Сергей подаренную батюшкой иконочку в машине хранил, ни разу его ГАИ не останавливала. А потом решил унести икону домой, чтобы на солнышке не выцветала. Только унёс – на четыре месяца права отобрали за нарушение. Как так нарушил, и сам не понял. Теперь только с иконочкой – батюшкиным благословением – и ездит.

После этого случая стал он все серьёзные решения принимать только с благословения старца – своего духовного отца. Хотел купить старый «КамАЗ». Деньги долго копил, в долги влез. Нашёл и «КамАЗ» подходящий. Проверил – хорошая ещё машина! Пошёл к старцу благословиться. А старец не благословляет – без объяснений. Ну, что делать, послушался Сергей, не стал покупать. Хоть и расстроился. А выходит, что расстроился-то он зря. Были, оказывается, какие-то незаметные, но серьёзные неполадки в машине. И через неделю сломался «КамАЗ», по выражению Серёжи, «в хлам».

А как-то приехал Сергей к духовному отцу, а он ему и говорит: «Ну что, путешественник мой, путешествуешь?» «Да нет, – отвечает Сергей, – из монастыря никуда». Старец только улыбнулся. Возвращается Серёжа в Оптину, а его тут же отправляют в Воронеж, к Тихону Задонскому, Воронежскому чудотворцу. Вот только недавно вернулся. И в Калугу поехал. Тут мы с ним и встретились.

– Расскажи ещё что-нибудь, – прошу я.

Сергей думает недолго:

– Ну, вот жениться я собирался несколько лет назад. Невеста моя объявила, что хочет учиться поступать. Поедет, дескать, документы отвозить. Деньги заплатить нужно. Ну, я с деньгами помог ей. Проводил. Жду. А я только ещё начинал у батюшки на стройке работать. Нужно было песок ехать нагружать. И подобрались мы так, что все ребята здоровые, рослые, а я самый молодой, меньше всех ростом и худее.

И вот благословляет отец Илий, чтобы меня отправили песок этот грузить. Я ещё в душе возроптал: ну, думаю, нашёл батюшка, кого выбрать! Но поехал, конечно. И вот еду – и вижу девушку свою с другим. Было у нас объяснение, после чего мы расстались. О чём я сейчас нисколько не жалею. Она за этого, другого, замуж вышла, ребёнка ждёт. А я вот в монастыре работаю. Может, совсем сюда переберусь. А ведь жениться хотел…

Ну, скоро приедем уже. Видишь, как незаметно за разговором дорогу скоротали? Что тебе ещё рассказать – напоследок?

Вот, представляешь, недавний случай: работаю на стройке, бетономешалка грохочет вовсю. Приезжает отец Илий. Батюшка никогда на машине в ворота не въезжает.

– А почему не въезжает?

– Ну как? Он смиренный очень. Не хочет как начальник. Всегда из машины выйдет, сам ворота начинает открывать. Поздоровается со всеми, поклонится всем. Вот и в этот раз выходит из машины, подходит к воротам. Я одну створку тяжёлых железных ворот открываю, а он вторую начал открывать. А потом благословил меня и спрашивает: «Слышишь, как по кресту стучат – тук-тук?»

Я отвечаю: «Какое там стучат, батюшка, по какому кресту! Я ваш голос-то с трудом слышу!» Он улыбнулся и пошёл. И что ты думаешь? Через пять минут иду по строительному делу к отцу Иоанну, который тут недалеко, метрах в двадцати. А он крест из меди отбивает себе в келью. И стучит – тук-тук. Как это можно было услышать на таком расстоянии, под грохот бетономешалки – ума не приложу. Ну, да у старца ведь другой слух, не такой, как у нас с тобой. Понимаешь?

…Вернулась я в Оптину и на следующий день, после послушания, захожу в книжную лавку. Смотрю: книга интересная – архимандрита Рафаила Карелина, «На пути из времени в вечность». Купила я эту книгу, прихожу в келью, открываю её на первой попавшейся странице и читаю: «Чем выше стоит подвижник на духовной лестнице, тем труднее писать о нём… Потому что духовное видит душевное, а душевное не видит духовного. Только лишь через какие-то просветы человек может соприкоснуться с внутренним миром подвижника как с откровением благодати…»

Да, только через какие-то просветы…
о.Иоанн Крестьянкин




2006г. 5 февраля, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, в возрасте 95 лет отошел ко Господу старейший насельник и духовник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, горячо всеми любимый старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Он преставился через несколько минут после принятия Святых Христовых Таин.

Отца Иоанна знают и почитают в самых разных странах мира. Словами невозможно выразить, что значил отец Иоанн для своих духовных чад и для всей Русской Православной Церкви. Последние годы, из-за возраста и болезней, он не имел возможности принимать всех жаждущих его совета. Однако письма из разных концов света продолжают приходить на адрес Псково-Печерского монастыря. Проповеди, книги отца Иоанна продолжают открывать новый, духовный мир для тысяч людей и приводить истосковавшиеся души к Богу.

Среди наиболее известных и популярный книг, составленный по его беседам и письмам можно назвать «Опыт построения исповеди», «Проповеди, размышления, поздравления», «Настольная книга для монашествующих и мирян», а также сборник «Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)». Беседы и письма отца Иоанна переведены и изданы на иностранных языках.

11 апреля 1910 года в городе Орле в семье Михаила Дмитриевича и Елизаветы Илларионовны Крестьянкиных родился восьмой ребенок. Мальчика назвали Иоанном в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Пустынника. Знаменательно, что в этот же день празднуется память преподобных Марка и Ионы Псково-Печерских. Еще в детстве Ваня прислуживал в храме, был послушником у известного своей монашеской строгостью орловского архиепископа Серафима (Остроумова). Когда Ване было два года, умер его отец Михаил Дмитриевич. Воспитанием сына занималась глубоко религиозная и благочестивая мама – Елизавета Илларионовна.

Отец Иоанн сохранил в благодарной памяти труды любви тех, кто вел, наставлял его духовно. От младенчества до юности – это орловские протоиереи: отец Николай Азбукин и отец Всеволод Ковригин. В 10 лет он испытал на себе влияние протоиерея-старца Георгия Косова из села Спас-Чекряк Орловского края, бывшего духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского.

Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от двух друзей – архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика, и епископа Николая (Никольского). Орловская старица-монахиня Вера Александровна Логинова, благословляя его на жизнь в Москву, заглянула в далекое будущее юноши Иоанна, назначив ему встречу с ней на Псковской земле.

Светлый образ орловского Христа ради юродивого Афанасия Андреевича Сайко на всю жизнь запечатлел в сознании обаяние Божьего человека, силу его духа и тепло любви к людям.

После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал по этой специальности. 14 января 1945 года в храме на Ваганькове митрополит Николай (Ярушевич) посвятил его в сан диакона. На праздник Иерусалимской иконы Божией Матери 25 октября того же года Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен в сан священника в Измайловском Христорождественском храме в Москве, где и остался служить.

Экзамены на курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном, и в 1950, закончив 4 курса Московской Духовной академии, написал кандидатскую работу. Но закончить ее не удалось. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года за ревностное пастырское служение отец Иоанн был арестован и по приговору получил 7 лет исправительно-трудовых лагерей. Вернувшись из заключения досрочно 15 февраля 1955 года, он был назначен в псковскую епархию, а в 1957 году перемещен в Рязанскую епархию, где священствовал, в общей сложности почти 11 лет.

Молодого священника приняли под свое духовное попечение глинские старцы, и один из них, схиархимандрит Серафим (Романцов), стал его духовным отцом, и именно он принял монашеские обеты своего духовного сына, а последний оптинский старец игумен Иоанн (Соколов) узрел в приходском батюшке родного по духу человека. Отец Иоанн принял монашество 10 июня 1966 года, на праздник преподобного Сампсона Странноприимца, в городе Сухуми.

5 марта 1967 года иеромонах Иоанн поступил в Псково-Печерский монастырь. 13 апреля 1970 года был возведен в сан игумена, а 7 апреля 1973 – в сан архимандрита. Монашеству учили батюшку и монастырский устав жизни, и живые старцы, подвизавшиеся в Печерской обители: иеросхимонах Симеон (Желнин), схиархимандрит Пимен (Гавриленко), архимандрит Афиноген (Агапов), наместник архимандрит Алипий (Воронов); также последние Валаамские старцы: иеросхимонах Михаил (Питкевич), схиигумен Лука (Земсков), схимонах Николай (Монахов); жившие на покое в монастыре архиереи: епископ Феодор (Текучев) и митрополит Вениамин (Федченков).

Почти сорок лет отец Иоанн Крестьянкин оставался насельником Псково-Печерской обители. Сохранились аудио и видеозаписи его проповедей, изданы труды архимандрита, опубликованы его письма с ответами православным на их просьбы о помощи. В 2004 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия вышла в свет книга о встречах со старцем «Видевше Свет вечерний», иллюстрированная многочисленными фотографиями, рассказывающими о жизни и служении архимандрита. Его точные и прозорливые изречения о Христовой вере и времени останутся с нами: «Время, в которое привел нам жить Господь, наисмутнейшее, — смущение, смятение и неразбериха колеблют непоколебимое, но это еще не конец. Впереди еще более сложные времена. Бездумно ныне жить нельзя. И не забывайте, чадца Божии, бессильно зло, мы вечны, с нами Бог».

Не случайным является отшествие ко Господу отца Иоанна именно в день памяти новомучеников и исповедников Российских, потому что сам он пострадал за веру в годы гонений, пройдя тяжелое испытание в тюремном заключении. Верим, что, присоединившись к сонму своих сподвижников, он предстанет престолу Божию с горячей молитвой о нас.

Отец Иоанн навсегда останется в памяти всех знавших его как мудрый, радостный и прозорливый священник, строгий монах, усердный постник и молитвенник, искренний послушник, как человек, щедро делившийся своим богатым жизненным опытом, согревавший своей любовью каждого, кто обращался за его советом, как достойный наследник традиций печерского старчества.

Вечная ему память!

1 комментарий: